\
ВИДЕОТЕХНИКА
I-
И
остались теми же (рис. 3), что
и в рассмотренном случае. Только
система расфазировалась и увели-
чились временные интервалы (вре-
мя стояния кадра, периоды следова-
ния синхронизирующих и импульсов
напряжения, питающего двигатель) и
уменьшилось 1)^ до уровня, соответ-
ствующего более низким частотам
импульсов синхронизации и кинопро-
екции. Теперь работу кинопроектора
и видеокамеры следует считать син-
хронной и синфазной (поскольку вре-
мена стояния и развертки кадра раз-
нятся), если совпадают моменты пе-
рекрытия луча проектора лопастями
обтюратора и импульсы гашения об-
ратного хода развертки полукадров
в камере.
Как мы уже знаем, с помощью ре-
зистора
Я2
(передвигая его ползунок
влево или вправо) систему можно сфа-
зировать (увеличившаяся до 0,24 с
полоса удержания САР позволяет
изменять ф а з/в широких пределах).
На рис. 3 изображен случай (пока-
зано пунктиром), когда синфазность
достигнута передвижением ползунка
резистора Я2 в сторону увеличения
сопротивления (вправо).
Кроме инерционности в кино и те-
левидении используются и другие
свойства зрения: ограниченная раз-
решающая способность по угловому
расстоянию (два предмета, угловое
расстояние между которыми меньше
одной минуты, кажутся наблюдате-
лю одним предметом) и ограничен-
ная разрешающая способность по
перемещ ению (являющаяся след-
ствием первой и создающая у зрите-
ля впечатление одинаковости двух
последовательно рассматриваемых
картинок, если перемещения пред-
метов на них невелики). Первая ог-
раниченная способность позволяет
видеть на телеэкране изображение,
составленное из отдельных точек,
сплошным, вторая - создает иллю-
зию плавности перемещения движу-
щихся объектов на экране, хотя на
самом деле картинки предъявляют-
ся зрителю скачками (кадрами).
Требуемая плавность движения
объектов на экране достигается бла-
годаря применению в кинопроекто-
рах многолопастных обтюраторов. В
элементарных учебниках для кино-
механиков наличие нескольких ло-
пастей у обтюратора (из которых
только одна “рабочая" - перекрыва-
ет световой поток на время смены
кадра, а остальные - во время его
стояния) объяснялось необходимос-
тью повысить частоту мельканий
яркости киноэкрана до величины,
незаметной для зрителей. Но это не
совсем так.
Тп
п
п
п
п
n T h ГТп Ггп ГТп ГТп ГТп Гг ^
;
<
;
'
a
в !
і
с
і
(
d
в
7
!
и
і т
і
т
і
і
і
ґ
1
г
,
1
1
Г
]
з*
і
і
1
!
7
1
1
1
1
Г
1
Ш
1
1
1
1
1
1
і
/
р
ч
________
h
u r i
ч
L
t
г г
1
г
1
!
1
і
!
Т к
к
1
1
1
1
1
!
і
\
8 А
і
і
1
!
!
V
t
ч.
'
!
!
1
1
V
t
1
1
- 4-
.
Umin
W'min
Ucp
Umax
U -m ax
1
Рис. 3. То же, что и на рис. 2, на частоте кинопроекции 16,66.
.. к/с
Дело в том, что зрительное вос-
приятие человека нельзя объяснить
только с позиции физиологии - это
сложнейший психофизиологический
процесс, который далеко еще не изу-
чен. И если глаз имеет инерцию, то
зрительные центры мозга либо ее
вообще не имеют, либо она очень
маленькая, и мозг видит мелькаю-
щие картинки на экране раздельно
(на этом основано воздействие на
сознание и известного 25-го кадра
[11]). На рис. 2 и рис. 3 (эпюры 2 и
3) см еняю щ иеся на киноэкране
изображения обозначены латински-
ми буквами, а затемненными про-
межутками - интервалы времени, в
течение которых кадровое окно ки-
нопроектора перекрыто лопастью
обтюратора, и изображение на экра-
не и светочувствительной матрице
видеокамеры отсутствует. Мозг зри-
теля видит сначала изображение а,
а затем последовательно - Ь, с,
б,
в.
Изображения Ь, с и
б
абсолютно
идентичны. Но мозгу все равно, выз-
вана ли эта идентичность ограничен-
ной разреш аю щ ей способностью
зрения по перемещению или види-
мые изображения действительно
идентичны. М озг зам ечает значи-
тельную разницу в изображениях
а
и а и воспринимает неизменные
изображения
Ь,
с и
б
тоже изменяю-
щимися, как плавный переход от
фазы движения
а
к фазе
в.
Во вре-
мя пересьемкй кинофильма на эк-
ран смотрят не глаза зрителя, а
объектив видеокамеры, в парамет-
рах чересстрочной развертки кото-
рой уж е зал о ж ено воссоздание
кинем атограф ического эф ф екта
при воспроизведении видеокопии
фильма на телеэкране. Обтюратор
кинопроектора теряет овое назначе-
ние и становится помехой, хотя инер-
ции светочувствительных матриц
видеокамер и хватает, чтобы сохра-
нить изображение, проецируемое на
матрицу в течение коротких проме-
жутков времени Ь, с,
б,
на все вре-
мя развертки кадра. При синхрон-
ном и синфазном копировании ки-
нофильмов можно обойтись одноло-
пастным обтюратором, либо вообще
от него отказаться.
Окончание в № 3/2007
Радиолюбитель - 0 2 /2 0 0 7 |
37
предыдущая страница 37 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн следующая страница 39 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст