1
ВИДЕОТЕХНИКА
1
Черно-белый экран,
зацвечивается
Кончилась эра “лампового” и черно-белого (неслужебно-
го) телевидения, кончается - “кинескопного”. Такие теле-
визоры идут на свалку. Цветные кинескопы быстро изна-
шиваются, выходят из строя (даже частично, когда пропа-
дает один из основных цветов), требуют дорогостоящей
замены. Черно-белые кинескопы более долговечны, осо-
бенно, если включены на “постоянный накал” [1 ]. Казалось,
путь один - “панельный” телевизор.
.
Оставьте “железо” цветного полупроводникового теле-
визора, кинескоп с его платой и отклоняющей системой
(ОС) и корпус (покрыт шпоном ценных пород дерева) с зад-
ней стенкой черно-белого телевизора. Из них (с неболь-
шим добавлением) вы соберете телевизор цветного псев-
дообъемного изображения да еще, вдобавок, проверите
себя на честь называться радиолюбителем.
Развитие цветного телевидения пошло по пути переда-
чи информации о цвете точек (пикселей) изображения од-
новременно параллельными каналами, замешанными в
один общий яркостный (У) канал [2], чтобы не очень расши-
рилась требуемая полоса частот телевизионного канала и
сохранилась совместимость с черно-белым телевидением.
Три цветоделенных (И, в, В) изображения одного объекта
электронно-оптически складываются на экране цветного ки-
нескопа в одно цветное изображение передаваемого объек-
та. Ошибки развертки (одной ОС) цветоделенных изобра-
жений совмещаются, а поэтому незаметны.
Хотя аналоговая информация о яркости каждой точки
изображения передается последовательно во времени
(развертка [3]), поступить так же с информацией о цвете
(т.е. изменять цвет каждого следующего в развертке пик-
селя синхронно при передаче и приеме) нельзя из-за оши-
бок задержки распространения сигнала. Ошибки развер-
ток сразу четко проявятся на цветном изображении, хотя
незаметны на черно-белом.
Воспроизведение сигнала цветного телевидения на
черно-белом экране сменяющимися по цвету полями [4],
синхронизованными кадровой разверткой, при наблюде-
нии его сквозь вращающийся светофильтр (цветофильтр),
секторно расцвеченный красным (И), зеленым (в), синим
(В), не нашло распространения из-за раздражающих и
утомляющих глаз мельканий, вращающегося перед гла-
зами (явно опасного!) светофильтра (цветофильтра).
Такое воспроизведение автор проверил опытно и даже
без светофильтра - сменой цвета (его яркости) синхронно
на кинескопе и одновременно подцветки (оптической) чер-
но-белого экрана кинескопа [5] покадрово. Причем опти-
ческое зацвечивание экрана кинескопа производилось не
от ламп накаливания проекций сквозь цветофильтры, а
цветными (И, в, В) газосветными трубками рекламы. Мель-
кания были заметны в меньшей степени, но воспроизве-
дение цвета “размытое” из-за задержки включения-вык-
лючения газосветных трубок, их инерционности.
Теперь с достаточно безынерционными цветными (И,
й, В) светодиодами и микросхемами этот опыт можно
Николай Ивашин
г. Минск
повторить, но не покадрово, а построчно, что вовсе исклю-
чит раздражающие мелькания.
На
рис. 1
(см.
3-ю стр. обложки)
условно изображена
чересстрочная развертка [3] черно-белого экрана со сме-
няющимися во времени и по месту цветами полей.
Каждая пара строк - поле (издержка принятой повсе-
местно чересстрочной развертки, например, 2-я, 315-я ря-
дом и т.д., так как строки пронумерованы в порядке сле-
дования во времени) за время их длительности несет мо-
ноцветную информацию своей яркости, последовательно
формирующих строку точек (яркости в этом цвете точек
строки передаваемого сюжета), и одновременно во внеш-
ней подцветке экрана
(рис. 2
- см.
3-ю стр. обложки)
в том
же цвете оптической проекцией.
В каждом последующем нумерованном полном кадре
(дважды пройденным чересстрочной разверткой) развертки
(25 Гц) цвет пар строк изменяется циклически в во е
(рис. 1)
порядке.
При такой смене цвета поля [3, с. 362] (2 строки) мель-
кания цвета из-за малости размеров незаметны так же,
как и на большом поле полного кадра, так как происходят
в порядке цикла во е во времени и на всей поверхности
экрана
1 (рис. 2).
На
рис. 2
схематично представлен способ оптической
проекции (зацвечивания) попеременно тремя основными
цветами (И, в, В) экрана 1 (черно-белых кинескопа или
панели). Три последовательные цепочки раздельно крас-
ных 3 (И) \ZD011.
. .\ZD042, зеленых 4 (в) \ZD081.
. .\ZD094,
синих 5 (В) \ZD051.
. .\ZD072 светодиодов, подключенных к “
” выходам соответствующих по цвету оконечньбс видеоуси-
лителей, располагаются по периметру экрана 1 и направ-
ляют свои лучи 2 касательно на поверхность экрана 1 со
всех сторон его периметра.
Извне цепочки 3, 4, 5 светодиодов охвачены вогнутым
зеркальным рефлектором 6, который вместе с экраном 1
“удален” за переднюю стенку 7 корпуса телевизора и об-
рамления “пещеры” экрана.
Светодиоды разных по цвету свечения “цепочек” раз-
мещаются попеременно на линиях фокусов вогнутого зер-
кального рефлектора
6 (рис.* 26),
туго вставленные в от-
верстиях гибкого перфорированного пластикового ремня
12, натянутого вокруг втулок 9, одновременно служащих
для крепления экрана 1 (кинескопа).
Такое размещение обеспечивает равномерную зац-
ветку экрана в отсутствии сюжета изображения (белый
экран 1), избавляет от внешней дальней оптической про-
екции (расширения телевизора) и одновременно позво-
ляет получить психологический эффект псевдообъемно-
го изображения, хотя отсутствует при этом обязательная
[6] выступающая вперед на 10.
..15 см рамка по перимет-
ру экрана.
Пластиковые ленты 11 с проколотыми под выводы све-
тодиодов отверстиями служат для удержания и предохра-
нения светодиодов.
Радиолюбитель - 0 4 /2 0 0 7 []
31
предыдущая страница 31 Радиолюбитель 2007-04 читать онлайн следующая страница 33 Радиолюбитель 2007-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст