АВТОЛЮБИТЕЛЮ
1}
положения. Электрическая схема ус-
тройства показана на
рис. 1.
Основу устройства составляет пье-
зокерамический гироскоп ENC-03J
производства фирмы Murata. При го-
ризонтальном положении прибора по-
стоянное напряжение на выводе 4 дат-
чика U1 составляет 1,3.
..1,4 В при
Un= 5 В. Коэффициент усиления опе-
рационного усилителя DA1 приблизи-
тельно равен единице. На вывод 2 дат-
чика 1)1 поступает напряжение срав-
нения через низкочастотный фильтр
R3, СЗ, который одновременно явля-
ется элементом обратной связи опе-
рационного усилителя. При изменении
горизонтального положения датчика
(отклонения от 0°) напряжение на вы-
ходе U1 (вывод 4) резко изменяется в
соответствии с коэффициентом преоб-
разования 0,67 мВ/6 отклонения в сек.
Период опроса (сканирования) состо-
яния составляет около 50 Гц. Макси-
мальная угловая скорость относитель-
но строго горизонтального положения
(уровень 0) составляет ±3007с. Разде-
лительный конденсатор С1 (образую-
щий совместно с резистором R1 час-
тотный фильтр с полосой среза около
0,3 Гц), не пропускает постоянную со-
ставляющую напряжения на вход опе-
рационного усилителя DA1.
Гироскоп крепится на (или под) Тор-
педо автомобиля с помощью двух са-
морезов. Соединительные провода
подключают к гироскопу .через разъем,
например, PLU3-5. Когда автомобиль
находится на ровной площадке, в точ-
ке
А
низкий уровень и сигнализатор
не активен. При изменении горизон-
тального положения датчика (когда
одно из колес пробивают) на выходе
DA1 (вывод 6) присутствует напряже-
ние высокого уровня (в точке А), кото-
рое открывает ключевой транзистор
VT1, вследствие чего зажигается све-
тодиод HL1 или включенное вместо
него звуковое устройство оповещения.
П рактическое
применение
Для того, чтобы “озвучить” сигнали-
затор, требуется ввести в схему не-
значительные изменения.
Вместо светодиода HL1 (или парал-
лельно ему) с соблюдением полярнос-
ти, указанной на корпусе, включают
капсюль со встроенным генератором
3 4 (на напряжение 3.
..12 В). Для
этой цели подойдут капсюли типа
БМО2705, ЕХР-1203 и аналогич-
ные, рассчитанные на соответству-
ющее напряжение питания. Кроме
того, можно включить капсюли с
эффектом сирены или с эффектом
прерывистой генерации, например,
КР1-4332-12, который будет работать
также при напряжении 3.
..12 В.
Но что такое звук вблизи источ-
ника опасности и вдали от хозяина
авто? Фикция. Поэтому управляю-
щий сигнал в точке
А
(высокий уро-
вень напряжения при наклоне авто-
мобиля) лучше всего подключить к
маломощному радиопередающему
устройству (на частотах гражданско-
го диапазона 27 МГц, притом на дру-
гой р/станции из одного комплекта
контролировать состояние сигнали-
зации) или к входу автомобильной
сигнализации, например, к концево-
му выключателю, установленному
под капотом или в торце дверей ка-
бины. Теперь, при нарушении гори-
зонтальной плоскости (срабатыва-
нии гироскопа) сработает автомо-
бильная сигнализация, привлечет
внимание людей и хозяина, и Прокол
всех колес можно предотвратить. А
главное, вовремя его заметить и при-
нять меры к исправлению ситуации.
О деталях
Все постоянные резисторы типа
МЛТ-0,25 или МЕ-25. Конденсатор С1
неполярный типа К10-17. Конденсатор
С2 - оксидный полупроводниковый
тантаповый, типа К52-х или К53-х. Кон-
денсатор СЗ - типа КМ-6Б.
Оксидный конденсатор С4 типа
К50-20 сглаживает пульсации напря-
жения источника питания. Если приме-
няется автономный источник питания
- батарея или аккумулятор, конден-
сатор С4 из схемы исключается. Све-
тодиод Н И - любой типа АЛ307БМ
или аналогичный. Для лучшего визу-
ального контроля можно использо-
вать светодиод с эффектом мигания.
Вместо операционного усилителя
КР140УД1208 можно применять
КР140УД12, КР140УД20 с любым
буквенным индексом. Транзистор
УТ1 - любой кремниевый п-р-п типа
с коэффициентом усиления по току
И,, более 40.
Устройство в налаживании не
нуждается. В связи с высокой чув-
ствительностью пьезокерамического
датчика 1)1 необходимо жестко кре-
пить его к корпусу устройства, кото-
рый в свою очередь должен иметь
максимально ровную горизонталь-
ную поверхность.
В ним ание! При монтаже элемен-
тов устройства нельзя перегревать
выводы датчика жалом разогретого
паяльника (время пайки не более 1 с).
Пользоваться датчиком просто -
достаточно установить его на конт-
ролируемой поверхности (если пред-
полагается контроль наклона и ста-
билизации) или поместить в другую
(не жидкую) контролируемую среду
для контроля вибрации.
Источник питания для устрой-
ства - стабилизированный, с по-
стоянным напряжением 3.
..5 В. Ток
потребления всего узла с датчиком
ЕЫС-ОЗЗ не превышает 5 мА.
При использовании аналогичного
прибора ЕЫ\/-05Р-03 параметры уст-
ройства улучшаются (повышается
точность показаний - чувствитель-
ность). Отрицательным моментом та-
кой замены может показаться пара-
метр максимальной угловой скорос-
ти - у этого прибора он меньше: ±80°.
Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 7 [|
21
предыдущая страница 21 Радиолюбитель 2007-05 читать онлайн следующая страница 23 Радиолюбитель 2007-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст