ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
напряжения на верхнем компараторе
вывод (6) до величины 2/3Un.
Зарядка конденсатора С1 в это вре-
мя происходит с высокого уровня вы-
хода (3) таймера.
При достижении высокого уровня
напряжения на конденсаторе C1 (2/3Un)
срабатывает верхний компаратор, вы-
ход (3) микросхемы переключается в
нулевое состояние. В этот момент внут-
ренний разрядный транзистор микро-
схемы переходит в открытое состояние
и начинается разряд конденсатора С1
со временем Т2 = 0.7R2C1, зависящим
от сопротивления переменного резис-
т о р а R2. Поскольку значение резисто-
* ра R2 в сотню раз больше чем R1, то и
интервал времени длиннее во столько
же раз. Изменением номинала резис-
тора R2 можно добиться уменьшения
времени периода Т2 до величины рав-
ной Т1, то есть регулировка временных
интервалов происходит изменением
скважности D = Т1/Т, где Т = Т1+Т2.
Отношение периода, когда на выходе
присутствует напряжение к полному
периоду, называется скважностью или
рабочим циклом.
Для получения короткого положи-
тельного импульса на выходе микросхе-
мы DA1 цепи заряда и разряда время-
заря дного конденсатора С1 в схеме
разделены импульсным диодом VD2.
Напряжение высокого уровня с
выхода таймера через индикаторный
светодиод HL1 и ограничительный ре-
зистор R5 также управляет работой
мощного транзисторного ключа VT2
для передачи цикла тока в аккумуля-
тор GB1.
Питание на микросхему подается с
параметрического стабилизатора на
стабилитроне VD1 и ограничительном
резисторе R3.
Вывод (5) в микросхеме таймера
позволяет получить прямой доступ к
точке делителя с уровнем 2/3Un, явля-
ющейся опорной для работы верхнего
компаратора. Использование данного
вывода позволяет менять этот уровень
для получения модификаций схемы, в
данном случае для регулирования вы-
ходного напряжения при установке ак-
кумуляторов разного типа и напряже-
ния, а также для установки тока подза-
рядки.
•% ,
Поскольку напряжение на базе
транзистора VT1 изменяется с измене-
нием напряжения на аккумуляторе, то
такая отрицательная обратная связь с
выхода устройства на управляющий
элемент позволяет стабилизировать
напряжение заряда и защищает акку-
мулятор от перезаряда.
Для защиты выходного транзисто-
ра от случайных коротких замыканий в
цепи нагрузки установлен плавкий пре-
дохранитель FU1.
Диод VD4 защищает транзистор
VT1 от превышения напряжения на
базе.
Состояние работы схемы пульсиру-
ющего зарядно-восстановительного Ус-
тройства индицируется светодиодами:
HL1 “Заряд” указывает на прохождение
прямоугольных импульсов циклическо-
го тока, HL2 - на возможное перегора-
ние предохранителя, HL3 - на правиль-
ную полярность подключения клемм ак-
кумулятора в схему. Магнитоэлектри-
ческий прибор РА1 позволяет визуаль-
но контролировать величину тока в
цепи заряда.
Напряжение постоянного тока на
выходе силового блока питания выбра-
но большой величины, это позволяет
увеличить амплитуду тока рабочего
цикла, а средний ток заряда не превы-
сит паспортных значений.
Детали
Устройство не содержит дефицитных
радиокомпонентов. Постоянные рези-
сторы - типа МЛТ-0,125, переменные
-типа СП-29. Конденсаторы - типа КМ
и К50-35 (оксидные). Транзистор VT1 -
типа КТ815Б или КГ817Б, VT2- КТ829А
с возможной заменой на транзистор с
током коллектора не менее
8 А и напряжением коллек-
тор-эмиттер выше 100 В.
VT2 необходимо снабдить
радиатором размерами
50*60 мм. Диодный мост
VD5.
..VD8 можно соста-
вить из диодов типа КД202
или КД213.
Силовой трансф ор-
матор Т1 рассчитан на
напряжение 22.
..27 В и номинальный
ток более 3 А: типа ТПП120-27 В4А или
2*18 В 2*3 А. Все радиодетали, кроме
силового трансформатора, ампермет-
ра, регулятора тока заряда предохра-
нителя и светодиодов расположены на
печатной плате из фольгированного
стеклотекстолита
(рис. 2).
Настройка
Регулировки в схеме несложные, при
правильной сборке вместо аккумуля-
тора следует установить нагрузку -
лампочку от автомобиля на напряже-
ние 12 В и мощность 30.
..60 Вт. Изме-
няя положение регуляторов R2 “Ток за-
ряда” и R7 ‘Установка 11вых.”, добиться
плавного изменения яркости лампочки.
Через непродолжительное время
проверить на нагрев силовой транзис-
тор, при температуре выше 60°С уста-
новить радиатор большего объема.
Подключить в цепь заряда любой
аккумулятор на напряжение 12 В, дви-
жок резистора R2 вывести в нижнее
положение, а регулятором R7 устано-
вить ток подзаряда около 0,3.
.. 1 А. Ре-
гулятором R2 добавить ток до уровня в
0,05 от емкости аккумулятора. К при-
меру, для аккумулятора типа 6СТ55 ток
подзаряда устанавливается на уровне
0,55 А, а общий ток на уровне 2,75 А.
Время регенерации пластин акку-
мулятора выбрать 3.
. .5 ч„по окончанию
проверить состояние внутреннего со-
противления нагрузочной вилкой; если
падение напряжения еще велико, то
после перерыва провести дополнитель-
ный цикл восстановления пластин ак-
кумулятора.
Восстановление пластин NiCd акку-
мулятора состоит в очистке электродов
от кристаллизации и снятия “эффекта
памяти”, после чего также провести
диагностику подключением разрядной
нагрузки и уточнение внутреннего со-
противления по формуле: R = (Е - U) / 1,
где Е - напряжение на аккумуляторе
без нагрузки, U - под нагрузкой с то-
ком I.
Печатную плату (файл
PZVUJayzip)
вы можетё загрузить с сайта нашего
журнала:
http'VAvww.radioliga.com
(раздел “Программы”)
Литература
1.
В. Коновалов. Зарядно-восстано-
вительное устройство для NiCd аккуму-
ляторов. - Радио, №3/2006, с. 53.
Радиолюбитель - 0 4 /2 0 0 7 U
31
предыдущая страница 31 Радиолюбитель 2007-05 читать онлайн следующая страница 33 Радиолюбитель 2007-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст