АВТОЛЮБИТЕЛЮ
Радиостанции “Урал-Р” не имеют
узла шумоподавителя, поэтому не-
значительные шумы и шорохи, а
иногда и радиообмен на данной ча-
стоте, при соответствующей громко-
сти будут слышны. Данная система
не является помехой для радиообме-
на (который, соответственно часто-
те в регионе Санкт-Петербург, ис-
пользуется водителями - дальнобой-
щиками), так как мощность излуча-
емого сигнала очень мала. Вместо
“Урал-Р” можно использовать порта-
тивные станции с аналогичными ча-
стотными и мощностными характе-
ристиками, главное, чтобы частоты
приемника и передатчика совпада-
ли. Например, такими радиостанци-
ями отечественного производства
могут быть “Пилот” (радиозавод
Московской обл.), “Веда-ЧМ” (Ярос-
лавский радиозавод) и другие.
Принцип работы
и особенности устройства
Поскольку “Урал-Р” не имеет сигна-
ла тонального вызова, портативную
радиостанцию, работающую в каче-
стве передатчика и установленную
в автомобиле, пришлось незначи-
тельно дополнить электронным уз-
лом, схема которого показана на
рис. 1.
Переключатель типа П2К, с по-
мощью которого в корпусе радио-
станции переключаются режимы
“прием - передача”, механическим
образом зафиксирован так, чтобы
радиостанция в автомобиле была
постоянно включена на передачу.
Маломощная динамическая головка
в данной радиостанции является и
микрофоном и излучателем звука, в
зависимости от положения переклю-
чателя режимов П2К, подключаясь
соответственно то ко входу предва-
рительного усилителя, то к выходу
усилителя звуковой частоты.
В левой части схемы показано
подключение системы к штатным
узлам автомобиля. Разъемы X и У
удобно использовать трех- или пя-
тиконтактные низкочастотные, ко-
торые во множестве применялись в
магнитофонах и радиоприемниках.
В правой части схемы показано
подключения системы к радиостан-
ции. Общий провод и напряжение
питания подключаются соответ-
ственно через контакты разъемов
ХЗ, УЗ и Х1, У1. Контакт У2 подклю-
чается на плате радиостанции к
проводнику, идущему от динами-
ческой головки к переключателю
режимов П2К, при этом цепь соеди-
нения с динамической головкой не-
обходимо разорвать, оставив дина-
мик не подключенным. Это сдела-
но для того, чтобы передающая ра-
диостанция не издавала звуковой
сигнал в автомобиле при проникно-
вении, который может спугнуть пре-
ступника или обнаружить месторас-
положения передатчика.
Электронный узел, реализован-
ный на микросхеме DA1 (КР1436АП1),
представляет собой два звуковых
генератора и внутренний узел пи-
тания с триггером Шмитта. На вы-
ходе генераторов (вывод 8 DA1)
присутствуют.прямоугольные им-
пульсы с изменяющейся частотой.
На слух эта последовательность им-
пульсов будет восприниматься как
эффект “вау-вау”, напоминающий
звучание сирены. Частоту импуль-
сов первого генератора задают эле-
менты R2, СЗ. Для второго генера-
тора определяющими являются эле-
менты R3, С6. Переходной конден-
сатор С4 препятствует влиянию уз-
лов радиостанции на частоту гене-
раторов, а также не пропускает по-
стоянную составляющую напряже-
ния на вход предварительного уси-
лителя “Урал-Р”. Конденсатор С5
обеспечивает более приятное звуко-
вое сопровождение, смягчает звук.
При подаче питания на микро-
схему (постоянное напряжение бо-
лее 10 В на вывод 1 DA1) внутрен-
ний триггер, управляющий напря-
жением питания, находится в готов-
ности, его вход - вывод 2 DA1. Из-
начально на этом входе низкий уро-
вень напряжения. Даже при крат-
ковременной подаче на этот вход
триггера с гистерезисом высокого
уровня напряжения (что происходит
при открывании двери автомобиля
и срабатывании реле К1), триггер
перебрасывается в другое устойчи-
вое состояние и разрешает работу
обоим генераторам. Они будут ра-
ботать (и на приемном узле “домаш-
ней” радиостанции слышен сигнал
“тревоги”) до тех пор, пока не будет
обесточено питание или кратковре-
менно не замкнута кнопка SA2, ус-
танавливающая на выводе 2 DA1
низкий уровень напряжения. Таким
образом, благодаря особенности
микросхемы КР1436АП1 удалось
обойтись минимумом деталей.
Особенности работы
микросхемы КР1436АП1
При экспериментировании с этой
удивительной микросхемой обнару-
жились еще некоторые особенности
ее работы, которые могут пригодить-
ся при повторении устройства. Так,
если конденсатор СЗ из схемы ис-
ключить, то на выходе получают од-
нотональный сигнал с частотой при-
мерно около 1000 Гц (работает толь-
ко один генератор с элементами R3,
С6). Если к базовой схеме дополнить
20
У Радиолюбитель - 0 6 /2 0 0 7
предыдущая страница 20 Радиолюбитель 2007-06 читать онлайн следующая страница 22 Радиолюбитель 2007-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст