узел, показанный на рис. 2, получит-
ся прерывистый однотональный сиг-
нал (“пик-пик”), то есть открывающий-
ся с частотой около 2 Гц транзистор
УТ
1 своим переходом эмиттер-коллек-
тор зашунтирует конденсатор Сб, сры-
вая генерацию второго генератора.
Для большей скважности импуль-
сов в последнем варианте следует
увеличить сопротивление резистора
Я2 до 750.
.. 1000 кОм или увеличить
емкость конденсатора СЗ до несколь-
ких мкФ. Все постоянные резисторы
и конденсаторы можно заменить дру-
гими, имеющими отклонения номи-
налов до ±20%. Каким звуком лучше
пользоваться в режиме “тревога”,
решит радиолюбитель.
На том же рис. 2 показан контакт
дополнительно реле К2.1. Его введение
в схему может быть интересно, если,
например, использовать не один конт-
ролируемый контур в автомашине, а
два или несколько (добавив столько же
реле). Суть идеи в том, что если реле
К1 будет контролировать открывание
дверей автомобиля, реле К2 аналогич-
ным образом может контролировать от-
крывания капота или кузова, таким об-
разом, реле К2 (однотипное К1), под-
ключенное аналогично к другому штат-
ному кнопочному переключателю авто-
мобиля, будет подключать к базовой
схеме узел, показанный на рис. 2, что
приведет к другому звуковому эффек-
ту. Находясь вдали от автомобиля (кон-
тролируемой зоны) хозяин (охранник)
может по тональности звукового сигна-
ла излучаемого приемной радиостан-
цией уже определить, что именно под-
верглось нападению (вскрытию) и дей-
ствовать адекватно.
О деталях
Оксидные конденсаторы С1 и С2
сглаживают помехи в бортовой сети
автомобиля в том случае, если, на-
пример, при проникновении сразу не-
санкционированно будет включен
режим “стартер”, отбирающий энер-
гию от аккумулятора.
Рис. 2. Дополнительный узел к
электрической схеме
Все постоянные резисторы типа
МЛТ-0,25. Оксидные конденсаторы
типа К50-20 или аналогичные. Неполяр-
ные конденсаторы типа КМ5, КМ-6.
Реле К1
- РЭС-15 исполнение
РС4.591.003 или аналогичное, уве-
ренно срабатывающее при напряже-
нии 10.
..12 В.
Включатель SA1 типа ПД9-1, ТВЗ-
С или любой малогабаритный с фик-
сацией. Он нужен для того, чтобы
устройство сигнализации можно
было отключать при движении или
ремонте автомобиля. SA2 - кнопка на
замыкания типа МПЗ-1. Устройство
в налаживании не нуждается.
Перед соединением устройства с
элементами радиостанции проконтро-
лируйте работу звуковых генераторов,
подав питание на микросхему и под-
ключив между контактами У2 и УЗ пье-
зоэлектрический капсюль типа ЗП-22.
Если при первом включении сразу раз-
дается звук, необходимо один раз на-
жать кнопку SA2 для установки устрой-
ства в режим готовности.
Элементы устройства монтируют-
ся на плате из односторонне фольги-
рованного стеклотекстолита или пер-
форированной монтажной плате раз-
мерами 20x40 мм, и устанавливают-
ся в корпус передающей радиостан-
ции, в свободный от элементов пита-
ния “батарейный" отсек. Светодиод
HL1 выводится наружу крышки этого
отсека. Он сигнализирует об откры-
вании дверей автомобиля и подаче
питания на передающий узел. При
необходимости от этого элемента
вместе с ограничивающим ток резис-
тором R1 можно отказаться, или за-
менить HL1 на мигающий светодиод,
например, на L36BSRD, TLBR5410,
L816BRCS-B, L769BRG или аналогич-
ный - тогда эффект будет еще кра-
сочнее, световой поток индикатора
будет прерываться. Переключатели
SA1, SA2 устанавливаются скрытно.
При установке узла в автомобиль
с напряжением бортовой сети 24 В
необходимо незначительно изменить
схему. В разрыв проводника У1 не-
обходимо включить стабилизатор -
переходник 24 -12 В. Им может слу-
жить две последовательно включён-
ные микросхемы КР142ЕН8В и
КР142ЕН8Б или одна микросхема
КР142ЕН12А (с цепью регулировки
АВТОЛЮБИТЕЛЮ
J
выходного напряжения). Ток в режи-
ме передачи радиостанции мал, по-
этому теплоотводы для данных мик-
росхем не нужны. Реле К1 следует
заменить любым другим электромаг-
нитное реле, эффективно срабаты-
вающее при напряжении 24 В (удоб-
но использовать штатное реле для
автомобилей с бортовой сетью 24 В).
Сопротивление постоянного резисто-
ра И1 увеличить до 1 кОм. Оксидные
конденсаторы С1, С2 применить на
рабочее напряжение не ниже 50 В.
Микросхема КР1436АП1 (зарубеж-
ный аналог КА2410) рассчитана на
работу в цепях с постоянным напря-
жением до 29 В, поэтому в ее цепи
питания ничего менять не нужно.
Варианты применения
Как вйдно из схем на рис. 1 и рис. 2,
устройство подключают к концевым
включателям, установленным в авто-
мобиле штатным образом - на от-
крывание капота, дверей, багажни-
ка. Однако, автопейджер может по-
лучать сигнал управления и от дру-
гих устройств охранной сигнализа-
ции, например, датчиков движения,
датчиков разбивания стекла, датчи-
ков сотрясения, установленных в ав-
томобиле, а также датчиков наклона,
реализованных на портативных про-
мышленных гироскопах.
Спектр применения устройства
весьма широк и ограничивается
только фантазией радиолюбителя.
Кроме охраны движимого имуще-
ства, автопейджер может эффектив-
но применяться в охранном комплек-
се дачного садоводства, обеспечивая
тревожный сигнал в случае проник-
новения на пост охраны от удален-
ных частных домиков как в зимний,
так и в летний период.
Повторить представленное уст-
ройство может любой радиолюби-
тель, ведь, по сути, оно является
только дополнением к комплекту ба-
зовых портативных радиостанций
или трансиверов на частоту граждан-
ского диапазона радиосвязи 27 МГц
и не содержит редких и дорогих де-
талей.
В авторском варианте устройство
в настоящее время применяется для
обеспечения охраны автомобиля “Га-
зель”.
Радиолюбитель - 0 6 /2 0 0 7 [|
предыдущая страница 21 Радиолюбитель 2007-06 читать онлайн следующая страница 23 Радиолюбитель 2007-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст