АВТОЛЮБИТЕЛЮ
&
В ячесл ав К а л а ш н и к ,
Р ом ан П анов
г. Воронеж
Пуско-зарядное устройство
В вед ение
При заряде аккумуляторных бата-
рей от выпрямителей обычно при-
меняют различные устройства для
ступенчатой или плавной регули-
ровки зарядного тока. Выпрямлен-
ное напряжение чаще всего изме-
няют путем переключения числа
витков вторичной обмотки силово-
го трансформатора, подключенных
к выпрямителю. Требуемый ток в
процессе заряда поддерживают ре-
остатом, включенным последова-
тельно с заряжаемой батареей.
В настоящее время ш ирокое
распространение получил режим
заряда кислотных аккумуляторов
током постоянной силы, равной 0,1
его емкости, выраженной в ампер-
часах. Недостатком такого режима
является значительная потеря
энергии в реостате и необходимость
непрерывного контроля тока заря-
да. При отсутствии контроля воз-
можен перегрев батареи, “выкипа-
ни'е” электролита, перезаряд и т.д.
Известно, что разряженный ак-
кумулятор в начале заряда допус-
кает весьма большой зарядный ток
без перегрева и газообразования
(ток в амперах может быть равен
80% емкости в ампер-часах). Затем,
по мере заряда, ток необходимо
уменьшать.
Эти положения нашли свое от-
ражение в законе ам перчасов,
сформулированном Вудбриджем в
1935 году: сила зарядного тока ак-
кумулятора (в амперах) не должна
превышать величины недостающе-
го заряда (в ампер-часах) до пол-
ной его емкости. Математически
этот закон описывается экспонен-
той. Согласно этому закону, 90%
заряда, отданного аккумулятором,
может быть восстановлено в тече-
нии 3-х часов, а время полного за-
ряда (включая 15% перезаряд), не
превышает 4-х часов.
С хем а устр о й ств а
Зарядное устройство, реализую-
щее закон амперчасов, представ-
ляет собой автоматический тирис-
торный выпрямитель. Процесс за-
ряда батареи аккумуляторов бли-
зок к оптимальному. Принципиаль-
ная схема зарядного устройства
показана на рис. 1.
Оно питается от сети через транс-
форматор Т\/1 . Цепь заряда батареи
аккумуляторов подключена к вто-
ричной обмотке И
через тиристоры
Х/Б1 и Х/Б2. Устройство, управляющее
работой тиристоров, работает сле-
дующим образом. Через Диод VD1,
делитель R1, R2 на ёход логичес-
кого элемента DD1.1 поступают им-
пульсы положительной полярности
(полуволна) с частотой следования
50 Гц. Второй вход логического
элемента DD1.1, реализуемого ло-
гическую функцию - “исключаю-
щее ИЛИ”, подключен к общему
проводу. Согласно таблице истин-
ности этого логического элемента,
он будет работать повторителем
импульсов. Диоды VD5 и VD6 слу-
жат для ограничения уровня вход-
ного напряжения на входах микро-
схемы DD1.1 и DD1.2. Подключение
конденсаторов С2 и СЗ переводит
повторители импульсов в триггеры
Шмита, которые формируют кру-
тые выходные импульсы. Таким об-
разом, на выходе логического эле-
мента DD1.1 будет появляться пря-
моугольный импульс положитель-
ной полярности (уровень 1), если
на входе диода VD1 действует по-
ложительная полуволна синусои-
дального напряжения, и уровень
“0”, если действует отрицательная
полуволна синусоидального напря-
жения. Выходной сигнал логичес-
кого элемента DD1.2 будет уровень
14
U
Радиолюбитель - 0 7 /2 0 0 7
предыдущая страница 14 Радиолюбитель 2007-07 читать онлайн следующая страница 16 Радиолюбитель 2007-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст